Выпьем - и закусим!

Previous Entry Share Next Entry
Сериал "Видоизмененный Углерод".
levsok
Смотрю первый сезон сериала "Видоизмененный углерод" (Altered Carbon).
.
Зачем надо было переводить таким нудным и длинным словом "видоизмененный", почему не просто "измененный"? - Вопрос к горе-переводчикам. Но речь не о том.
.
Жанр сериала - киберпанк. Все эти пресловутые "хай-тек лоу-лайф", - на экране. Стилистически красиво. Как всегда, киберпанковский "город контрастов", где башни корпоративных богатеев купаются в солнечном свете выше облаков, а грязные улицы нижнего города подсвечивает лишь свет неоновой рекламы. Имеется прямое копирование картинки из сами знаете откуда: – дождливые туманные улицы, унылые люди с прозрачными пластиковыми зонтами, и летающие автомобили с реактивными двигателями, торчащими из колес. "Бегущий по лезвию бритвы" - наше всё.
.
Снято достаточно дорого. Сюжет не без адских дыр, - но где их сейчас нет? Экшон несколько проседает, потому что режиссер любуется тем как он ловко ставит кадры, что иногда убивает динамику. Холодная война в реальном мире разгорается, поэтому все три персонажа фильма, имеющие отношение к России, и шире – славянскому ареалу – преотвратные подонки. Их всего три: Это наемник-маньяк Дима откуда-то из Владика или МурмАнска. Бытовой садист Ковач, который растворяет женщин в озере кислоты. И косвенно связанный с бытовым садистом персонаж ночных детских страшилок Мыкола, - (увы, украина цэ нэ Эуропа, на западе в сортах славян не разбираются) – который крадет детей, и создает из их мертвых тел лоскутных франкенштейнов.
.
В общем, сериал замечательный. Но речь опять не о том. А вот о чем. Есть в сюжете сериала одна сюжетная арка. И выглядит она так: В этом мире победившего киберпанка есть одна чудо-технология. Человеку под черепушку в конце позвоночного столба, вставляется некий диск из инопланетного металла, который позволяет полностью записать его личность. Человек, таим образом, больше напрямую не связан с телом. Он может поменять тело, хирургически пересадив диск, или перезаписав на него свои данные. Повреждение тела опять же теперь не приводит к смерти, - если только не уничтожен диск – так как можно вставить его в другой корпус, и ожить по новой. Диски эти вживили всем гражданам.
.
Технология эта, ясное дело, открыла человечеству небывалые возможности. Можно не тащится по космосу в скучном космическом корабле, а передать свою личность в виде сигнала, который примут на нужной планете (удобно для курьеров и спецагентов). Олигархи постоянно выращивают себе клонов, и меняют тела. Таким образом олигарх всегда остается парнем в самом рассвете сил, а у его жены никогда не сдуваются сиськи. Элита живет столетиями, с прицелом на бесконечность. При этом богатеи постоянно делают резервные копии себя, (что запрещено законом, но на это чихали через ноздрю). Даже при разрушении диска, веселый богатей воскресает из резервного копирования – и снова в бездну удовольствий.
.
У бедноты конечно все скучнее. Клоны стоят безумно дорого, и если ты помер, то твой диск просто положат на полочку, с неясными надеждами на несбыточное когда-нибудь. Если кто из бедноты будет убит бандюгой, - государство подберет ему новое тело, - если таковое найдется в наличии. Вакантные тела, как правило, остаются от преступников и всякого отребья. Поэтому убитую семилетнюю девочку могут вернуть офонаревшим родителям в теле морщинистой дряхлой старухи – берите что дают.
.
И вот, подходим к сути. Поскольку в мире сериала существует громадное социальное расслоение и жизнь многих граждан протекает в нищенском чистилище, - то конечно существует и СОПРОТИВЛЕНИЕ. (Резистанс). Сопротивление возглавляет сексапильная негритянка, у которой в подчинении человек сто. Когда-то эта негритянка сама и разработала технологию дисков. (Тогда она конечно была страшной ученой мымрой в очках, но сейчас подобрала тело повеселее). Теперь же ученая негритянка ужасается – её изобретение обернулось лишь на благо элите. Теперь та фактически бессмертна и подгребла под себя весь мир. Но у негритянки есть ХИТРЫЙ ПЛАН: - надо уничтожить дисковое бессмертие, и тогда жизнь снова наладиться. Сделать это негритянка со-товарищи планирует захватив какой-то ретранслятор, который разошлет вовсюды вирус, каковой и ограничит жизнь всех людей сроком в сто лет. Негритянка кричит "ура". Её сопротивленцы кричат "ура". – Все мужественно готовятся к запуску чудо-вируса.
.
Чем интересен данный сериал? – Тем, что он отлично показывает некоторые широко распространенные идеи в западном обществе. Во-первых – Резистанс! Это понятие мы встречаем в западной поп-культуре буквально в сотнях произведений. Книги, фильмы, комиксы, компьютерные игры… Там всегда навалом сидящего по подвалам резистанса. Западный обыватель, довольно давно начал смутно подозревать, что подчиненное олигархам правительство его имеет. Грань между домом в кредит, твоей счастливой семьей в нем, и картиной где ты лишился работы или заболел, и теперь пойдешь на самое дно общества – тонка. Вроде все сейчас отлично, но всегда есть внутренний стресс и страх перед будущим. Поэтому идея резистанс! – бродит по америкам-европам, как призрак. Как правило резистенты в мечтах дают бой захватившей все и вся злобной корпорации будущего.
.
Но каково же это СОПРОТИВЛЕНИЕ в современной западной поп-культуре? Образ его, скажем так… самобытен. Если в 80е годы, мы могли видеть в том же "Терминаторе 1-2" образ сопротивленцев хоть сколько-то похожий на партизан, - грязные усталые мужики и бабы в ветхой одежде отлавливающие для пропитания крыс, то ныне кино показывает нам сопротивленцев столь бодрых и мордатых, что даже берет зависть к их благополучию. В последнем "терминаторе" сопротивление выглядело отожранными жизнерадостными культуристами в стильной форме. Сопротивление в сериале не сильно отстает. Сытая, веселая банда одетая в неформальном стиле. Они сидят в лесных пещерах под завязку забитых хай-теком, радиоузлами, шатлами, для которых готовы идеальные взлетные площадки. Пещеры заставлены удобной мебелью, столами, и пр. Как это все сюда доставили? На какие деньги? Кто и чем кормит эту банду, сидящую в лесу? На эти вопросы нет ответа. Их нет потому – что над этим никто не думает. Современный западный сытый городской кинематографист, который строчит сценарий, создает реквизит, режиссирует – просто не может себе представить трудностей партизан-сопротивленцев, которые реально оторваны от государственного снабжения. Кинематографист живет в совершенно другой реальности. Настолько другой, что ему даже трудно представить некие тяготы, выходящие за привычные городские представления. Современные киношные "сопротивленцы" – это чистая, опрятная, идеальная, утопическая комунна. Современный городской обыватель, в массе, не то что не готов к сопротивленству; - он даже не может вообразить хоть каких-то его тягот.
.
А в чем же цель киношных сопротивленцев? О, они хотят изменить мир – одним нажатием кнопки. Цель, которой руководствуется негритянка-лидер идиотская – но она прекрасно показывает, насколько выхолощено сознание среднестатистического западного обывателя (пробившегося в сценаристы). Этот обыватель верит в некий "хороший" капитализм, который был когда-то. (При этом вспоминается довольно короткий период, когда капитализм пытался изображать "человеческое лицо". Большевики в России объявили 8часовой рабочий день, и западному центральному капитализму пришлось легализовывать то же самое. Капитализму надо было конкурировать с Коммунистической идеей не только словами, но и делами. И он вводил 8ми часовой день, он готов был делится с западным обывателем – настолько щедро, чтоб тот не думал смотреть в сторону другой общественной системы. С конца ВМВ, с 50х годов и до конца 80х – вот он, "золотой век" обывателя при капитализме. Вот что ностальгически вспоминают обыватели. Теперь, советский проект пал, и капитализму незачем притворятся. Ужесточаются трудовые договоры, жизнь медленно ухудшается. Сценарист не понимает причин изменений. Ведь он всегда жил внутри системы капитализма и его пропаганды. Сценарист не может выйти в "над-систему" и понять, что капитализм был "хорошим" потому что взаимодествовал с другой системой – советской. Сценарист живет в капиталистической системе координат, (которую считает единственно правильной) и он видит, что эта единственная правильная система раньше была лучше, а становится хуже. Видимо в этом виноваты какие-то неправильные решения, или добравшиеся до власти неправильные люди, ага… Сценарист прикидывает – к чему это придет в завершающей фазе, и рисует нам мир ужасного киберпанка, когда – "в силу ошибок и неправильных решений" плохие корпорации окончательно заборят остатки социального государства. И сценарист порождает героя-идиота – негритянку, которая высасывает причину искажения капитализма в том, что олигархи стали жить слишком долго. И негритянка готова лишить человечество величайшего открытия, - бессмертия, путешествия меж звезд, для того, чтобы попытаться заведомом неправильно решить задачу, которая вообще не имеет решения в рамках известной ей системы.
.
А ведь мы знаем, - о, это нашумевшее недавнее исследование в нашем скучном реальном мире – которое показало, что в старых итальянских торговых городах, финансовая элита веками остается той же. Те же фамилии от 15го века и до сих пор. И не надо никаких "чудо-дисков". Отцы умирают и передают дела и наследство детям. И здесь абсолютно неважно, сколько живет олигарх. Потому что этот олигарх только клетка в "теле" эксплуатирующего класса – буржуазного олигархата. В нашем реальном мире, класс буржуазии – столетиями ведет историю земли к киберпанку, если ни к чему похуже него. Но ни сценарист, ни его герои-идиоты не могут этого осознать – потому что они внутри капиталистической системы, и потому что их никогда не учили мыслить иными категориями, - кроме капиталистических.
.
И вот, - сценарист с его шорами на глазах, - и его идиот-героиня, - пытаются найти выход в идиотском действии. Придумывается некая "кнопка", которая может вернуть капитализм в "хороший" вид. В данном случае это вирус, который будет загружен, ретранслирован по всем планетам, запишется на диски и ограничит жизнь злых олигархов (а заодно и всех остальных). Что помешает найти антивирус? Прервать сигнал? Написать программу наново? Да ничего не помешает. И сценарист это понимает. Но он не может иначе решить задачу борьбы и победы над системой. У "звезды смерти" должна быть уязвимая дырка. Воспользуйся силой, Люк. Вы замечали, как часто в антиутопиях плохая СИСТЕМА повергается одной кнопкой, рычажком, вирусом, убийством одного деспота? Звучит смешно. Мы смеемся над киногероями, которые мечтают нажать КНОПКУ. Но когда мы сами идем на выборы устроенные СИСТЕМОЙ, с мыслью изменить все к лучшему поставив одну галочку в бюллетене… - Мы даже смешнее того киногероя. Он хоть с боем пробивается к КНОПКЕ, которую система запрятала. А мы идем к КНОПКЕ, которую система выставила нам напоказ, и сама зазывает, чтоб мы только её нажали.
.
Посмотрите сериал "Видоизмененный углерод". Он очень показательный. А потом, поглядите старые советские фильмы про людей, которые в 1917ом году реально изменили систему. Чудные вам откроются картины в этих старых фильмах. Сопротивленцы там окажутся не сытыми гламурными рожами, а тяжко работающими людьми, которые через годы прессинга, ссылок и ужасных лишений, - собирали единомышленников. Потому что идея становится силой, когда она овладевает массами. И эти люди не искали "одну кнопку", которую нужно нажать. Они искали класс людей, который подавляет все другие классы, и который нужно отменить. И вот, собравши достаточно сил – русские сопротивленцы, ударили по классу эксплуататоров. И этот класс эксплуататоров не хотел сдаваться, - потому что он не кнопка, которую можно жать, и не галочка, которую можно поставить в бюллетень. Плевал тот класс на кнопки-галочки. И была тяжелая война, и разруха, и лишения. Только в тяжелейшей борьбе олигархат и его холуи отступили, под натиском русских сопротивленцев. Временно отступили. Несколько поколений спустя, когда потомки советских сопротивленцев расслабили булки – эксплуататоры тут же взяли реванш. Но нам от предков остались тысячи реальных свидетельств, документов, книг, фильмов, показывающих: - Что такое реальное сопротивление. Как на самом деле можно поменять систему. И насколько глупо верить в кнопочки и галочки.

?

Log in

No account? Create an account